Периоду Великого поста традиционно предшествует период длительной подготовки. В это время Церковь вспоминает смиренное покаяние мытаря и надменную праведность фарисея, чествует абсолютную любовь Отца блудного сына, с надеждой и трепетом взирает на предстоящий Страшный суд. Время подготовки завершает особенная Вечерня, совершаемая в воскресный день, посвященный Адамову изгнанию. Особенность этого богослужения состоит в том, что к нему присоединяется чин, совершение которого предполагает взаимное прощение молящихся.
Вечером 26 февраля, Высокопреосвященнейший Феогност в сослужении братии обители совершил Вечернее богослужение, после которого наместник и монахи испросили друг у друга прощение.
Обычай начинать Великий пост с прощения уходит корнями в древнюю монашескую традицию. Раньше палестинские монахи проводили пост в полном одиночестве. Для этого они удалялись в дальние, пустынные места, где, живя в совершенном уединении, проводили время в безмолвии и молитве. Пустынножительство таило множество опасностей: монахи рисковали встретиться с разбойниками, дикими зверями и болезнями. Каждый пост мог стать для монаха последним. Именно поэтому, уходя на подвиг, братья испрашивали друг у друга прощения, как если бы они виделись в последний раз.
Сегодня от древнего монашеского обычая уединенного поста осталась лишь практика взаимного прощения. И хотя современный человек не покидает своего жилища ради постного подвига и не подвергается смертельным опасностям, испрашивание прощения у своих ближних остается таким же ценным, каким оно было во времена христианской древности, поскольку, благодаря прощению мы не только ослабляем и разрушаем узы вражды, но и свидетельствуем, что мы, простив долги ближнего, достойны принять разрешение грехов, обещанное нам Богом.
Нет комментариев