10 февраля на территории Донского монастыря в теплой, дружеской атмосфере прошла встреча, посвященная памяти великого русского поэта А.С. Пушкина, приуроченная дню трагической его смерти.
Встреча-разговор, встреча-воспоминание, живое воссоздание образа не только Пушкина-поэта, но и человека, имеющего свой извилистый, тернистый путь восхождения от Богоискания к Богопознанию и Богослужению, служению высшим идеалам – любви, красоте, дружбе, Отечеству, служению Истине.
Силами учащихся средней общеобразовательной школы №639 Донского района под руководством преподавателя, кандидата педагогических наук Борискиной Анастасии Анатольевны, была представлена мультимедиа-презентация по теме поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник». Отрывки из этого произведения звучали не единожды на нашем вечере.
Кроме прочитанных докладов, которые были заявлены в программе конференции, в творческом вечере активное участие приняли все присутствующие.
К радости всех слушателей наиболее активно проявила себя детская аудитория. Мальчики и девочки разного возраста продемонстрировали искреннюю любовь к поэтическому наследию поэта. Звучали строки о любимой няне поэта, отрывки из пушкинских сказок, «Бесов», «Медного всадника».
На вечере вспомнили о родных и близких людях Александра Сергеевича, прах которых покоится в некрополе нашей Донской обители — дяде Василии Львовиче, русском поэте-он был первым наставником юного Пушкина в литературных занятиях, и Александр Сергеевич позднее признавался, что с «музами сосватал» его «дядюшка-поэт», бабушке Ольге Васильевне, тетях Елизавете Львовне и Анне Львовне, а также его сестре Софии и брате Павле, которые умерли еще в младенчестве. На новом Донском кладбище покоится старшая дочь Александра Сергеевича Мария Александровна Гартунг.
В конце вечера состоялся просмотр фильма «Православный Пушкин». В фильме показан сложный жизненный путь поэта, исполненный непрерывного нравственного подвига борьбы со своими страстями и веяниями, которые навязывал век просвещения.
На вечере также были зачитаны суждения известных иерархов Православной Церкви, философов и мыслителей, потрудившихся в разное время над прояснением религиозного облика поэта. В основном это беженцы из большевистской России. В отрыве от Родины они по-новому прочли Пушкина и «классовый подход» к истолкованию его творений для них стал неприемлем. Тогда же профессор К.Зайцев , впоследствии архимандрит, в статье «Религиозная проблема Пушкина» пришел к выводу: «Духовным здоровьем дышит поэтическое творчество Пушкина. Назовите другого писателя, чтение которого доставило бы такую умиротворяющую и возвышенную радость, навевало бы такое душевное спокойствие…».
Ему вторит митрополит Анастасий (Грибановский): « Пушкин явился Божией милостью и благословением для Русской земли, которую он увенчал навсегда своим высоким лучезарным талантом…он плоть от плоти нашей, кость от костей наших; в нем каждый из русских людей невольно опознает самого себя…это потому, что он воплотил в себе всю Русь, которую возлюбил всем сердцем». Пушкин есть «всечеловек» по преимуществу, как ощутил и определил его в свое время другой великий русский писатель-Достоевский.
О Пушкине можно говорить бесконечно. Хочется в конце привести слова профессора и философа Ивана Ильина, сказанные им на 100-летие смерти поэта, которые остро актуальны в наше время:
«Движимые глубокою потребностью духа, чувствами благодарности, верности и славы, собираются ныне русские люди, – люди русского сердца и русского языка, где бы они ни обретались, – в эти дни вековой смертной годовщины их великого поэта, у его духовного алтаря, чтобы высказать самим себе и перед всем человечеством, его словами национальный символ веры. Чтобы возблагодарить Господа, даровавшего им этого поэта и мудреца, за милость, за радость, за непреходящее светлое откровение о русском духовном естестве и за великое обетование русского будущего.
Не для того сходимся мы, чтобы “вспомнить” или “помянуть” Пушкина так, как если бы бывали времена забвения и утраты… Но для того, чтобы засвидетельствовать и себе, и ему, чей светлый дух незримо присутствует здесь своим сиянием, – что все, что он создал прекрасного, вошло в самую сущность русской души и живет в каждом из нас; что мы неотрывны от него так, как он неотрывен от России; что мы проверяем себя его видением и его суждениями; что мы по нему учимся видеть Россию. И чем дальше мы отходим от него, тем величавее, тем таинственнее, тем чудеснее рисуется перед нами его образ, его творческое обличие, подобно великой горе, не умаляющейся, но возносящейся к небу по мере удаления от нее.
В этом обнаруживается таинственная власть духа: все дальше мы отходим от него во времени, и все ближе, все существеннее, все понятнее, все чище мы видим его дух. Отпадают все временные, условные, чисто человеческие мерила; все меньше смущает нас то, что мешало некоторым современникам его видеть его пророческое призвание, постигать священную силу его вдохновения, верить, что это вдохновение исходило от Бога».
Нет комментариев