Статьи
Характер Апостольской мисии
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали слова Господа нашего Иисуса Христа, обращенные к Своим ученикам и Апостолам. Апостолы должны были совершить свою апостольскую миссию. И их Божественный Учитель говорит им, как они должны себя вести для выполнения этой миссии.
Он говорит, что они будут подвергаться враждебному отношению и действиям со стороны окружающих. Их будут ненавидеть все вокруг.
Даже близкие – родственники и соседи, будут предавать их властям для ареста. Им будут задавать вопросы, которые обычно задают арестованным следователи, то есть, подвергать допросу «с пристрастием»… Им будут наносить раны и умерщвлять. То есть, подвергать пыткам и истязаниям.
Он говорит, что это будет для свидетельства. И они должны будут правильно отвечать – как свидетели Истины об этой Истине, то есть, о Боге, Который есть Любовь, и Путь, и Истина, и Жизнь.
А для того чтобы отвечать правильно, нужно быть в Боге и с Богом, то есть, как говорит Апостол Павел, иметь ум Христов. Ибо только Божественный ум способен познать Бога, – обычному плотскому уму это познание недоступно. Поэтому Господь и предупреждает в сегодняшнем Евангелии, чтобы они заранее не обдумывали своим плотским умом, что им надо будет говорить. «Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк, 12, 15). Они должны, прежде всего, быть с Богом, и Бог-Дух Святой подскажет им в нужную минуту нужные слова (Лк, 12, 12).
И по тому, как они будут отвечать, люди будут судить, действительно ли они находятся в этом Духе Любви, подлинно ли они на этом Пути Истины и Жизни, о Котором они вещают. То есть, Будут ли их слова и облик являть собою этот дух любви, кротости и терпения, либо они будут выражением ответной злобы, ожесточения и враждебности.
Ибо их задача – приобщить враждебно настроенный мир к тому духу любви, кротости и терпения, к духу блаженной вечной жизни, который они должны являть и своими словами, и поступками, и всем своим обликом.
А это может быть осуществлено только в том случае, если они будут с Богом, и если в них будет действовать благодать Святаго Духа. Потому что без Бога и Божьей благодати человек – это только словесное животное, биологическое существо. В котором действует, например, инстинкт самосохранения; нас кусают – мы кусаемся, проявляем агрессивность, отвечаем враждебностью на враждебность, злом на зло. И заповеданная любовь к врагам – это не наша любовь, душевная, но любовь Божия, благодатная, духовная, и мы можем исполнить эту заповедь любви к врагам, только если в нашем сердце будет Бог.
И если бы Апостолы оставались без Бога в сердце, они не смогли бы исполнить свою апостольскую миссию и привлечь сердца людей к Любви Христовой.
Господь заповедал Своим Апостолам и их последователям христианам любовь к врагам.
Своим Апостолам Он сказал: «Вот, Я посылаю вас, как овец посреди волков»…
И действительно, они вдруг обнаружили, что против них восстала вся вселенная, все смотрели на них, как на врагов – и свой родной им народ, считая их вредными еретиками, восставшими против отеческих преданий, и язычники, не желавшие отрекаться от веры своих предков. Все ополчились, “собрались вместе на Господа и на Христа Его” (Деян., 4, 26).
И Господь говорил им: «Если бы вы были от мира, то мир свое любил бы. А как вы не от мира, сего ради ненавидит вас мир»…
А между тем, всю эту враждебную вселенную они должны были уловить в свои апостольские сети. В сети Любви Христовой… Это было поручение Самого Господа, сказавшего им: «Идите даже до края земли»…
И вот, если бы они к этому времени не стяжали любви к врагам, то они, конечно, не смогли бы исполнить свою апостольскую миссию. – Если бы они, как это обычно свойственно людям, в ответ на злобу во всех ее проявлениях, вплоть до нанесения физического ущерба – ран, жестоких, бесчеловечных истязаний и самой смерти отвечали также злобой, ожесточением сердца, враждебностью и мщением, – разве могли бы они ее исполнить? Разве могли бы злобные и ожесточенные люди привлечь сердца всех народов к той Правде Любви Христовой, которую они были посланы распространить по всему миру? Конечно, нет.
Они были бы подобны собаке на сене – сами лишили бы себя Царства Небесного, поскольку в ожесточенное сердце, одержимое ненавистью, окаменевшее не внидет спасительная благодать. И другим воспрепятствовали бы войти в него, поскольку их озлобленный лик не привлек бы сердца людей, но оттолкнул. Они уподобились бы, таким образом, законникам, к которым относятся слова Господа, именно, в сегодняшнем Евангельском чтении: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк, 11, 52). – Как говорится, ни себе, ни людям…
Но наученные Сыном, облагодатствованные посланным Им от Отца Святым Духом они оказались способными выполнить поручение своего Божественного Учителя…
И еще в сегодняшнем Евангелии Господь говорит о терпении – особенно подчеркивает его необходимость: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк, 21, 19). А в другом месте Евангелия о том же сказано: «претерпевший до конца спасется» (Мф, 9, 13 и 10, 22). Этим словам о терпении в Гл. 9 от Мф предшествуют слова: «по причине умножения беззакония оскудеет любовь многих» (Мф, 9, 12) . Из этого становится понятным, о каком именно терпении здесь идет речь. – Именно, о том терпении, которое сохраняет любовь, сохраняет сердце от озлобления, ожесточения, окаменения, несмотря на нарастающее до чрезвычайности беззаконие. Озлобленное, ожесточенное сердце покидает спасительная благодать, и поэтому обладатель такого сердца лишается спасения. Только сердце, сохраняющее любовь, не лишается спасительной благодати.
Здесь речь идет о том «совершенном действии терпения», о котором говорит в своем послании Апостол Иаков Брат Господень. При этом «совершенном действии терпения» душа не должна быть повреждена озлоблением, памятозлобием, мстительностью, она должна сохранить в себе образ Божий, свое изначальное Богоподобие. А Бог есть Любовь, и душа должна сохранить любовь – т.е., именно, исполнить заповедь о любви к врагам. Главное – душа – она должна оставаться в живых – т.е., сохранить в себе образ Бога Живаго. А тело при этом может и умереть. Тогда душа будет жить вечно в Царстве небесного блаженства и облечется в новую бессмертную плоть при всеобщем воскресении… – «Будь верен до смерти и дам ти венец живота» – сказано в Откровении любимого ученика нашего Господа – Апостола Любви Иоанна Богослова.
Мы каждый день взываем в вечерних молитвах: «Господи, просвети душу мою любовию Креста Твоего». И в этом смысле были сказаны и слова святителя Тихона из его послания православному народу, в котором он предостерегает от вражды и мщения: «Чадца, не сходите с пути крестнаго, низпосланнаго нам Богом».
Враждебность отравляет сердце подобно яду змиину, как говорил о. Иоанн Кронштадтский, и ожесточает и убивает его; любовь, напротив, животворит, умягчает и оживляет сердце, доставляя ему покой, радость, мир, долготерпение и блаженство. Вот слова св. прав. Иоанна Кронштадтского:
«Заповеди Господни надо исполнять без размышления, с поспешностью, по доверенности к Законодателю. Например, о любви к врагам. Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь
Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душою да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих. Аминь».
Мы знаем о том, что взаимное ожесточение во времена антихриста будет все усиливаться и достигать своих самых крайних степеней. Сюда как раз относятся слова Спасителя, что «от умножения беззакония оскудеет любовь многих». При крайней степени взаимного ожесточения, когда велик соблазн ожесточиться самому, нужно быть бдительным и хранить от этого ожесточения сердце, чтобы не потерять благодать Святаго Духа и, следовательно, – Царство Небесное, и для этого оградить сердце, именно, исполнением заповеди о любви к врагам. Поэтому становятся особенно актуальными слова современного афонского старца: «Запомни, грядут времена, когда только любовь может нас спасти. Учись растить в себе любовь. Только она – жизнь. Все остальное – грех, хуже смерти. Мы пропадем без любви, пропадем…»
Все это относится не только к Апостолам, но ко всем их последователям – христианам, которые должны и сами спастись, и окружающих должен привлечь их благой лик Православия. Следует не отталкивать людей злобой и ожесточением и, таким образом, уподобляться древним иудеям, о которых было сказано: «ради вас имя Божие хулится у язычников», а, напротив, привлекать Христовым незлобием к спасительному Евангельскому учению – «стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи»…
Слова сегодняшнего Евангелия, которые Господь сказал Апостолам, сохраняют свое значение и для всех последующих христианских поколений.
После Апостолов эти слова имели свое значение и для мучеников.
И христиане всех последующих веков и тысячелетий продолжают руководствоваться этими словами. Потому что апостольская миссия будет продолжаться до скончания века. Всегда христиане, подлинные, будут представлять собою «малое стадо» посреди мира, который «любит свое» и ненавидит то, что не от мира.
Но христианам, которые должны не любить мира, ни того, что в мире – похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую, – им заповедано любить людей, которые находятся в рабстве и пленении у мира, связаны пленицами грехов и страстей. Заповедано, с помощью Божией, вызволять их из этого рабства и плена. То есть, продолжать эту апостольскую миссию…
Которую невозможно выполнить без терпения, в его совершенном действии, без кротости и любви. Любви к врагам.
А для этого надо быть с Богом. Чтобы явить миру благой лик Православия…
Подлинные христиане, иже не от мира сего, представляют собою малое стадо, меньшинство не только перед лицом превосходящего числа иноверцев, язычников и безбожников, но и меньшинство в среде народов, которые позиционируют себя, как христианские и даже православные народы. И поэтому во все времена будут оправдываться слова Господа о том, что всегда «благочестно жить хотящии гоними будут»…
Можно именовать себя, как угодно. Важно действительно быть. То есть соответствовать своему самоназванию. Потому что на поверку чаще всего имеет место несоответствие.
И повторяется ветхозаветное явление, которое у пророков звучит так: «Ради вас имя Божие хулится у язычников»…
То есть, мы, называя себя христианами и православными, являем миру дурной пример, отталкивающий окружающих от спасительной правой веры. И сами не входим в Царствие Небесное, и другим препятствуем войти…
И в этом свете можно увидеть нынешние события на Манежной площади и у Киевского вокзала…
В этих событиях действовали так называемые «фанаты» – футбольные болельщики, которые свои молодые силы, душевные и телесные, привыкли расходовать не на созидательные цели, например – землю пахать или создавать крепкие многодетные семьи благочестивых тружеников, в которых вырастали бы здоровые полноценные новые поколения христианского народа. А на бессмысленное «боление» за успехи своей излюбленной футбольной команды, сопровождающееся соперничеством и потасовками с «фанатами» других спортивных клубов.
Не случайно в авангарде этого, так сказать, межнационального соперничества оказались именно спортивные фанаты, для которых особенно характерен этот присущий миру спорта несовместимый с христианским смирением языческий дух гордыни и соперничества, который они невольно привносят в повседневную жизнь…
Спорт, или, как в древности говорили, ристалища, никогда не поощрялся Церковью. Это – не христианское дело – стремиться опередить других, одержать верх, положить кого-то на лопатки, стать чемпионом, звездой первой величины…
Олимпиады, олимпийский огонь, лавровые венки победителей на ристалищах и ипподромах – это язычество, а не христианство.
Античные Олимпиады были запрещены святым императором Феодосием Великим в конце IV века, как нечестивые языческие игрища. А свт. Димитрий Ростовский в Житии св. Иоанна Постника, Патриарха Константинопольского, пишет: «Однажды в пятницу святому было возвещено, что на другой день будет конское состязание: была же тогда суббота Пятидесятницы. И отвечал святой: «конское состязание в святую Пятидесятницу да не будет», и, пав на колени, молился Богу, чтобы, ради страха и для разрушения такого дела, явилось какое-нибудь знамение. И вот, когда все собрались на место, где обычно происходили состязания, и когда состязания начались, внезапно сделалась сильная буря, гром и молния, пошел дождь и большой град, так что все от страха разбежались со зрелища».
А сегодня у нас на спорт тратятся огромные средства. Строятся «олимпийские деревни» и города, при поддержке глав государств. Существует даже особое министерство спорта. С высокооплачиваемым полным штатом коррумпированного чиновничества… Государства соперничают друг с другом, стремясь оказать у себя в стране расточительное гостеприимство очередной всемирной олимпиаде…
Более того, к нашему глубокому прискорбию, это поощряется и сопровождается поддержкой церкви, мобилизующей с этой целью специальных клириков…
И все это на фоне того, что страна лидирует по количеству абортов, народ вырождается и вымирает от наркомании и алкоголизма. Бескрайние поля не паханы, не видно пасущихся стад, не слышно пения петухов…
Зато слышны вопли, свист, и происходят столкновения между фанатами разных спортивных клубов…
Постхристианский менталитет христианских народов, бог которых – комфорт, которые вместо библейских заповедей исполняют требования своих страстей и похотей, поставил их на грань вырождения и вымирания. Они уменьшаются в числе, и в страны белого человека, который не желает ограничивать своих удобств деторождением, хлынул поток цветных народов…
По словам прп. Серафима Вырицкого, весь небесный мир молится сегодня о просвещении Востока…
Но вместо того, чтобы терпеливо, благим примером и апостольским словом привлечь этих пришельцев к спасительному Православию, уловить их в апостольские сети любви Христовой, мы являем им свой злобный облик. И разврат. Умерщвляем детей в зародыше и не почитаем старших. Отталкивая тем самым спасительную благодать, мы и сами не входим в Царство Небесное, и им препятствуем, отвращая их от спасительной веры, приверженцами которой мы себя позиционируем, именуя себя православным народом.
Это – страшное преступление, о котором предупреждал Спаситель, говоря: горе тому, через кого соблазн приходит…
Страшные бедствия обрушились в ХХ веке на нашу страну и народ за вероотступничество и осквернение святыни. Семя нечестивых, говоря словами Псалмопевца, истребляется…
И вот, – это новое преступление – соблазн, отталкивающий наших братьев с Востока от спасительного Православия, грозит нам новыми небывалыми бедствиями и катастрофами.
И здесь невольно вновь вспоминаются слова свт. Тихона из его послания 1919 г. к верующему народу, в котором он призывает воздерживаться от ненависти и мщения:
«…пролитая кровь всегда взывает к новой крови и отмщение – к новому возмездию. Строительство на вражде – строительство на вулкане. Взрыв – и снова царство смерти и разрушения. Наша боль – боль за светлость и счастье нашей Святой Церкви, наших чад. Наши опасения – что некоторых из них может прельстить этот новый, уже показывающий зияющую пасть зверь, исходящий из бездны клокочущего страстями сердца человеческого. Одним порывом мщения навсегда запятнаешь себя, христианин, … ибо тогда где дашь ты место Христу?
Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему! Не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром (Рим. 12,21).
Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь. (Галл. 16,18)».
Иеросхимонах Валентин
Донской ставропигиальный монастырь
Спасибо!!