Статьи
Традиции и Новации в Церковном искусстве
Мы рады представить нашему читателю статью Стародубцева Олега Викторовича, кандидата богословских наук, доцента Московских духовных школ, Заведующего кафедрой Церковной истории
Сретенской духовной семинарии.
Олег Викторович признанный специалист в области Церковного искусства, истории Русской Церкви, расскажет нам о путях развития и становления искусства Церкви в контексте истории и философии.
С помощью Божией, в «Вестнике Донского монастыря» и на нашем сайте будет опубликован цикл статей Стародубцева О.В.
Любые архитектурные формы представляют собой сложившиеся в определенное время, в определенных условиях социального бытия и традиций, сложные и порой достаточно плохо прослеживающиеся внутренние взаимосвязи. При этом изучение архитектуры и сопутствующих форм, как факта совершившегося и порой сильно измененного во времени, (что впрочем, всегда имеет свои внутренние предпосылки и внешние проявления), позволяет познать закономерности развития, предположить пути возможных форм воплощения в будущем.
В процессе развития мировой культуры накапливается практический опыт, который в свою очередь дает стимул к развитию новых форм с применением современных строительных технологий. Именно архитектура сыграла и продолжает играть важнейшую историческую и культурную роль в формировании любого общества, государства и цивилизации.
Изначально два фактора стояли у истоков архитектуры:
- Освоение новых территорий и желание обезопасить, сделать более комфортным свой быт. Это способствовало развитию гражданской архитектуры, которая состояла непосредственно из жилых сооружений и
иных общественных построек;
- Вторым фактором было присутствие в любом социуме понятия веры и исходящее из этого желание создать некое особое место для «пребывания божества» и совершения там необходимых ритуалов.
В исторической ретроспективе, безусловно, нужно отметить, что именно второй фактор сыграл первостепенную роль в формировании новых архитектурных форм и появление новых строительных технологий, в силу того, что религиозное чувство и вера в божество является врожденным составляющим разумного индивидуума. Та творческая способность, которая рождает идею искусства, есть уже в самой природе человека, как частица духовной его жизни; а потому и проявление этой идеи, т.е. идеи искусства, а потом и воссоздание искусства является как необходимая принадлежность уже развившейся общественной жизни народа.
В зависимости от общего культурного уровня того или иного общества, происходило постепенное усовершенствование, усложнение и главное осмысление складывающихся традиций, которые в свою очередь переходили в сложившиеся правила, каноны и догмы, концентрируясь и усложняясь внутренне, отбрасывая менее значительные элементы, создавая почву новому качественному уровню.
Можно провести условную параллель и сравнить в целом развитие и становление архитектуры с формированием и становлением письменности как таковой. Этот известный тезис в полной мере выражает значимость того и другого для человечества.
Письменность имеет главным своим условием сохранить накопленный опыт, знания и по возможности передать его последующим поколениям в неповрежденном виде. Подобная же задача, но в более сложных технических вариациях представляется в архитектурных формах и модулях, особенно если они имеют религиозное назначение. Именно в религиозной архитектуре наиболее рельефно и наглядно проявилась одна из существенных и важных ее составляющих – монументальность.
Понятие религиозной монументальности в архитектуре обусловлено двумя основными аспектами. Для многих религиозных течений основной задачей архитектуры является указание на истинность почитаемого божества, что в свою очередь предполагает строительство культовых сооружений высокого качества из прочного и долговечного материала. Это подчеркивало уверенность в исповедуемом религиозном учении, а также позволяло выделить ту или иную культовую постройку из ряда прочих менее важных сооружений.
Следующей и не менее важной задачей культовой архитектуры является художественная выразительность сооружения и общее впечатление, которое оно должно производить на ум и чувства людей, не зависимо от степени их религиозности и убеждений.
Первая задача достигается строительным мастерством и появлением новых технологий, в значительной степени зависит от климатических и исторических условий; вторая же определяется тем отношением и уровнем общего развития и культуры, а главное религиозного сознания, в каком находится то или иное общество.
Различные условия жизни и верования народов, вызвали к жизни бесконечное разнообразие религиозных памятников, и все они имеют примерно одинаковые пути развития, от элементарных и примитивных на ранних этапах и более сложных или даже уникальных на этапах своего наивысшего расцвета, что впрочем, всегда тождественно расцвету той или иной цивилизации.
В рамках работы предметом интереса автора является конкретное направление христианской архитектуры и монументальной живописи. В этом случае необходимо проследить и зафиксировать, что именно является неизменным базисом, ставшим традицией и правилом, а что подверглось внутреннему изменению, переосмыслению и приобрело новое звучание сообразно условиям современных реалий.
Культовые постройки древнего Израиля
Первые жертвенники, простейшие архитектурные модули, упоминаются еще в книге Бытия: при патриархе Ное (Быт. 8, 20), патриархе Аврааме (Быт. 12, 7; 13, 18; 22, 9), патриархе Иакове (Быт. 33, 20; 35, 7). О конкретном техническом исполнение этих жертвенников не сохранилось каких-либо точных указаний. Однако можно утверждать, что главным условием при их создании являлась обязательная прочность постройки, что и зафиксировано в Священном Писании (Быт. 13, 3-4).
Отметим, что в местах раскопок Древнего мира с языческими верованиями археологами были найдены жертвенники, подобные описанным выше. Для нас же важными являются примеры, приведенные в Библии, т.к. они использовались для принесения жертвы Истинному Богу.
Главной святыней иудейского народа являлась Скиния (палатка), образ которой был дан Моисею Самим Богом в законодательном порядке. Художественное исполнение Скинии не должно было входить в область религии, чтобы не иметь прямых ассоциаций с развитой языческой культурой. В этом передвижном храме, искусству была отведена только исполнительная сторона, монументальное выражение религии, как и сама религия евреев, имела Богооткровенный характер (Лев. 17, 1-9; Втор. 12, 4-11).
Необходимо отметить, что народ Израильский в тот момент (XIII в. до н. э.) представлял собой лишь небольшое кочевое племя, переходящее с места на место, не имевшее навыков и технологий строительства и следовательно с технической стороны его памятники во многом обязаны зодчеству Египта где они жили определенное время, зодчеству Финикии, позднее Вавилона и даже Греции и Рима.
Этот отдельный пример наглядно показывает, что еще в глубокой древности существовала практика заимствования строительных технологий и даже привлечения зодчих из других более развитых культур, переложения их произведений в новую плоскость, сообразно с актуальными религиозными взглядами, что в целом явилось общекультурной практикой и в последующие времена.
На определенном историческом этапе после завершения формирования оседлого государства и духовно-нравственного подъема в Израиле был воздвигнут Первый Храм. Строителем его, как это описано в Священном Писании, стал царь Соломон. В будущем этот Храм дважды обновлялся, вследствие осквернения и разрушения, принесенными в результате различных войн. Храм был устроен строго по образу Скинии, показанному Моисею, на горе Синай. Каждое новое его обновление отличалось от предыдущих лишь богатством отделки и качеством строительных материалов. Однако говоря о монументальности и роскоши Первого Храма, который строил царь Соломон (965-928 гг. до н.э.), в книге Паралипоменон отмечено, что золота и серебра у него было «сколько камней в Иерусалиме» (2 Пар. 1, 15).
Для строительства храма была избранна священная гора Мориа, находившаяся в черте города Иерусалима. Для подготовки строительства вершину горы выровняли, а основание укрепили и обнесли стеной, что уже самому избранному месту придавало особую торжественность и монументальность.
Как уже отмечалось выше, в распоряжении Соломона не было зодчих, которые смогли бы возвести величественную постройку, соответствующую его замыслу. Вследствие чего он вынужден был обратиться за помощью к тирскому царю Хираму, предоставившему опытных архитекторов и мастеров. Впечатляет количество рабочих, занятых заготовкой, обработкой и возведением Храма. Было задействовано: евреев 30 тысяч человек, иностранцев 150 тысяч человек (2 Пар. 2, 14). Начатые в 958 году до н.э. работы продолжались семь лет и были закончены в одиннадцатый год царствования царя Соломона (951 год до н.э.).
После освящения Храм Соломона во всей его неслыханной красоте, богатстве и монументальной прочности, просуществовал немногим менее четырехсот лет. Он был разграблен и разрушен почти до основания Ассирией и Вавилоном в 587 году до н. э. Однако необходимо отметить, что причины падения государства были в первую очередь связаны с оскудением внутреннего религиозного чувства Израильского народа, что и вызвало столь разрушительные последствия.
По декрету царя Кира II (ок. 593-530гг. до н. э.) после семидесяти-летнего плена евреи возвращаются в Иерусалим и восстанавливают разрушенный храм в 515 году до н.э. Второй храм в своей основе полностью повторял постройку царя Соломона, но был меньших размеров и не имел столь роскошного убранства. Необходимо отметить, что во время восстановления Храма, главным была не роскошь его убранства и монументальное величие постройки, но чувство внутреннего покаяния целого народа, жаждавшего восстановить утраченную связь с Богом.
Второй Храм просуществовал до времени царствования Иудейского царя Ирода (37 – ок. 4 гг. до н.э.). Чтобы приобрести авторитет у еврейского народа, членов Синедриона и решить свои политические задачи, царь Ирод позаботился о восстановлении храма в тех размерах и великолепии, которые могли бы напомнить о былой его славе. Работы были начаты в 22 году до н.э.
Подобно Соломону, Ирод в течение двух лет заготавливал все необходимые строительные материалы. Над воссозданием Храма трудилось 10 тысяч рабочих, имевших опыт работы в греческой архитектурной традиции. Им помогала тысяча левитов[1], которые специально обучались архитектурному мастерству. Такие шаги были предприняты для того, чтобы все сакраментальные и наиболее важные части храма были выполнены «освященными руками».
Начатые Иродом работы продолжались до времени правления римского наместника Альбина (62-64гг.). Сохранив основу первозданного Храма, в его конструкцию было привнесено много новых инженерных и художественных решений, свойственных тому времени. Например, внешние стены были укреплены мощными контрфорсами, к Храму был подведен подземный водопровод из искусственного озера за стенами города. В художественном оформлении внутренних интерьеров применялись широко распространенные в то время отделочные техники.[2] Современники и в частности иудейский историк Иосиф Флавий (ок. 37- ок. 100гг.) высоко оценивали внешнее великолепие и техническую новизну этой постройки. Однако дни бытия того государства, в силу утраты истинных духовных ценностей, были уже на исходе. Полностью обновленный Храм просуществовал только шесть лет и был разрушен до основания римлянами, как скоро религия, которой служил он монументальным выражением, потеряла свое значение[3].
Разрушение Иерусалимского Храма стало символом завершения Ветхого Завета и замены его Заветом Новым. Начинается новая Христианская эпоха.
Продолжение следует…
[1] Левиты – представители колена Левия за исключением коенов потомков Аарона по мужской линии. Из левитов старше 30 лет избирались музыканты, певцы, стража для обеспечения богослужения в Иерусалимском храме. Традиционно именно левиты занимались обучением народа закону Торы.
[2] Необходимо отметить, что в храме для внутренней отделки применялось определенное количество золота, однако это была лишь позолота (от долей мкм до нескольких мкм) в отличии от Первого храма, где использовались цельные золотые листы драгоценного металла.
[3] В 70 году н.э. храм был разрушен римлянами. Это произошло в тот же самый день 9 августа по еврейскому календарю, когда вавилоняне разрушили храм Соломона.
Нет комментариев