Статьи
Содержание национальной идеи и роль Русской Православной Церкви в ее формировании
Распад мировой сверхдержавы – СССР – с крушением господствовавшей в ней идеологии повлек за собой образование тотального духовно-нравственного вакуума в умах и сердцах наших граждан. Процесс выхода из этого кризиса занял годы, а данный период нашей истории ознаменовался деградацией во всех сферах общественной жизни. Поразительно, но крупнейшая социально-политическая катастрофа в истории России после Революции 1917г. произошла почти бескровно и даже незаметно. Победить СССР на мысленном, идеологическом уровне оказалось куда проще, чем сделать это силовыми способами.
Разочарование в идеологии «диктатуры пролетариата» в странах постсоветского пространства стало настолько болезненным, что в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., было зафиксировано положение о невозможности установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной [1]. Попытки в будущем использовать какую-либо доктрину как инструмент политического влияния пресеклись на корню. Впрочем, это вовсе не означает, что данная цель была достигнута ценой декларирования Высшим нормативным правовым актом Государства несостоятельности в выборе идейных и нравственных установок, которые могли бы служить простыми и понятными для всего Российского народа ориентирами, указывающими направление развития общественной жизни.
Формулирование, внедрение и реализацию подобных аксиоматизмов в обществе мы можем назвать – «Национальной идеей».
Имея, в отличии от идеологии, в своих истоках не императивную предпосылку, но коллективное расположение свободной воли, национальная идея, как некая объединяющая мысль, не способна быть «искусственно сочинена в верхах власти или внедрена насильственно»[2].
Удалось ли сегодня Российскому народу добиться восстановления идейных устоев Государства и какова роль Русской Православной Церкви в этом процессе?
Отчетливо обозначившееся с начала 2000-х разочарование в западном либеральном образе жизни, не принесшего пользы ни в одной из сфер общественной деятельности, было обусловлено всеобщим осознанием потери личностной свободы. Действительно, в стране сократились до минимума не только темпы экономического развития, но и господствовал глубокий идейный кризис, который крайне ограничивал возможности личностной реализации рядового российского гражданина. Российский народ был принужден потреблять западные, как материальные, так и культурные продукты, которые на поверку оказались совершенно несовместимыми с основами отечественного менталитета. Начиная с элит, общество осознало, что избавиться от этого разрушительного диссонанса, способен помочь честный взгляд на историю для того, чтобы: отдать долг благодарности предшествующим поколениям, добивавшихся великих побед и бескомпромиссно признать жестокие поражения – все это с целью извлечь действенные уроки из прошлого.
В 2013 г. в своей памятной речи Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин произнес следующие слова: «В основе всех побед и достижений России – патриотизм, вера и сила духа. Эти неотъемлемые свойства национального характера помогли нашему народу и в 1612 году одолеть Смуту, помогли победить в Великой Отечественной войне 1812 года… В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов опора на истинные ценности вдохновляла наш народ и наше воинство, помогала нам побеждать и помогла победить.
Русская Православная Церковь во все времена и эпохи была со своим народом. Делила с ним все беды и радости, поддерживала его и вдохновляла, скрепляла нравственный каркас общественной жизни, да и всей нашей национальной государственности.
Именно сила подлинной, исторической России – России Минина и Пожарского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Сергия Радонежского и Серафима Саровского – сокрушила нацизм и спасла мир.
Но мы должны помнить и другие страницы своей истории, в том числе извлекать уроки из драматических событий начала XX века. Когда во многом именно с размывания духовных и национальных основ, с настоящей травли Русской Православной Церкви и других наших традиционных конфессий началось разрушение единого государства, единой страны, её срыв в революции и потрясения, в братоубийственный конфликт и войны»[3].
В наши дни роль Православной Церкви в формировании национальной идеи России это не предмет поисков и измышлений, но деятельное напоминание о том, где лежат истоки Российской государственности. «Увещевающий и назидающий со всяким долготерпением, во вре́мя и не во вре́мя»[4], голос Церкви, проповедующей Евангельские истины, это духовный камертон, по которому Российский народ может настраивать свою жизнь во всем ее многообразии. Отрадно, что за последнее время общественные отношения в нашей стране стали более приближенными к идеальной симфонии.
И хотя впереди еще много проблем, с которыми необходимо бороться, сегодня мы можем с уверенностью сказать, что времена идеологической «беспомощности» канули в лету, а на смену шатаниям и разброду на «страну далече» вернулось ясное понимание того, на чем зиждутся духовные, нравственные и идейные основы России.
[1] Статья 13 Конституции РФ: 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
[2] «Написано кровью». Интервью Александра Солженицына. izvestia.ru (24 июля 2007).
[3] Президент РФ В.В.Путин. Приветственное слово участникам Архиерейского собора РПЦ 2013 г.
[4] 2 Тим. 4,2.
Нет комментариев