Статьи
Православная этика хозяйствования. Часть_7
Любой труд, даже телесный, человек должен сочетать с духовным деланием (смирением, понуждением себя к исполнению заповедей Божиих), тогда такой труд становится инструментом совершенствования человека, способствующим ему на пути от образа Божия к Божиему подобию, то есть, в конечном счёте, к достижению цели человеческой жизни – спасению. Мы продолжаем наш разговор о труде и православной этике хозяйствования. И сегодня рассмотрим мотивы побуждения к труду и понятия труда богоугодного и небогоугодного.
9. Кто не хочет трудиться, тот и не ешь
Неоценимо для человека духовно-воспитательное значение труда. Через труд, как говорит Николай Фиолетов, человек не только господствует над внешней природой, но в то же время труд – средство господства человека над своей природой внутренней. Это способ самовоспитания и самообладания, возможность употребить свои природные силы, даже самые низшие, на служение разумной идее. Во всяком труде содержится элемент самоотречения, подчинения своих сил выполнению определенной задачи, преодоления эгоизма, терпения, готовности принять на себя трудности ради объективной задачи, дисциплины и воспитания воли. «Тот, кто занят работой, – говорит Иоанн Златоуст, – не скоро допустит что-либо излишнее в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни».
Возьмём другого знаменитого подвижника Персидской Церкви VII века монаха Ефрема Сирина. Казалось бы, вот уж кто поистине склонен к молитвенному, созерцательному пути. И тем не менее в его знаменитой молитве, звучащей в Церкви в дни Великого поста, мы слышим «Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» Как видим, святой именно в праздности видит первого врага своего спасения. Праздность является грехом, из которого растут многие пороки. Она вредна телу, потому что, постоянно пребывая в лености и расслаблении, мышцы утрачивают способность к движению. Но ещё более вредна праздность душе, так как душа человеческая похожа на поле: если это поле находится в бездействии и не возделывается, то мгновенно оно засоряется плевелами и сорными травами, то есть скукой, унынием, вредными помыслами и чувствами.
Святой апостол Павел днём проповедовал Евангелие эллинам, а ночью занимался деланием шатров и палаток, чтобы питаться от трудов своих и никому не быть в тягость. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес.3:10.)», – вот его призыв. В послании к Ефесянам апостол пишет: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4:28).Этим Священное Писание свидетельствует о двух важных нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Но есть и третье побуждение к труду – любовь, желание деятельности. Душа, правильно воспитанная, не может быть не трудолюбивой.
Этическое значение трудовых процессов постоянно подчеркивали отцы и учители Церкви. Святитель Василий Великий утверждал, что «намерение благочестия не должно служить предлогом лени и бегства от работы, а побуждением к еще большим трудам». А святой Иоанн Златоуст призывал считать «бесчестием не работу, но праздность». Итак, если уж и люди, выбравшие для себя путь иноческий, давшие обет нестяжания, обязаны трудиться, то тем более, эта обязанность лежит на человеке, живущем в миру.
Другое дело, что в Учении Церкви существует понятие труда богоугодного и небогоугодного. В чём разница? Небогоугодным становится труд, который направлен только на то, чтобы удовлетворять греховные страсти человека. И в этом, к сожалению, человечество тоже преуспело. Это происходит тогда, когда человек исключает из своей жизни Бога. Обратимся ещё раз к «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» (гл. VI, пп. 3-4): «Обольщение достижениями цивилизации удаляет людей от Творца, ведет к мнимому торжеству рассудка, стремящегося обустроить земную жизнь без Бога. Реализация подобных устремлений в истории человечества всегда заканчивалась трагически… Наиболее ярким библейским образом безуспешной попытки падшего человечества “сделать себе имя” является строительство вавилонской башни “высотою до небес”. Столпотворение предстает символом объединения усилий людей для достижения богопротивной цели. Господь карает гордецов: смешивая языки, Он лишает их возможности взаимопонимания и рассеивает по всей земле».
Из приведённой цитаты мы видим, что прогресс, наука, развитие технической мысли и цивилизация и её плоды сами по себе – явления не богопротивные, а становятся таковыми только тогда, когда люди забывают о Боге и вместе с этим о своём Божественном и человеческом достоинстве, когда они неправильно пользуются благами цивилизации, развращаются и превращаются по сути в скотов. «С христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ, а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти». («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», гл. VI, п.12»). Что можно отнести к такому труду? Прежде всего, труды, положенные на производство и распространение наркотиков, секс-индустрия и тому подобное.
Господь не только даёт человеку заповедь трудиться, но и задаёт работам особый ритм. Четвертая заповедь, данная еврейскому народу через пророка Моисея, гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх. 20. 8-10)».В христианской традиции с апостольских времён днём свободным от работы стала не суббота, а воскресенье – день, в который совершается память о Воскресении Христовом. Почему в этот день Церковь призывает воздержаться от работы? Грех ли работать в воскресенье? Трудолюбивым людям, не воспитанным в церковной традиции эта заповедь кажется абсурдной или, по крайней мере, малозначительной. Но почему же Господь даёт человеку такое указание?
Вообще-то у Бога ничего малозначительного нет. А если что-то нам и кажется таковым, то это лишь от нашего непонимания Его благого промысла. «Бог отделил шесть дней для твоих дней и работы, а Себе благоволил оставить только один – седьмый (Исх.20:9-10)». Господь прозревал повреждённую грехом природу человека, которая ни в чём не знает меры и за повседневными заботами склонна забывать об Источнике всего благого. Седьмой день недели нужно посвящать не безделью, а Богу, побывать на воскресном богослужении, помолиться о родных и близких, испросить благословение на последующие труды. Нужно в тишине и спокойствии сверить свою жизнь с Богом, провести ревизию в своей душе. Это не значит, что всего этого не нужно делать и в другие дни, но воскресенье для христианина день особый. Воскресенье – это начало новой жизни, победа над смертью и тленом, это – распахнутые двери в Царство небесное, в то блаженство, куда призывает нас Господь по прошествии земного бытия. Посвящая этот день Богу, мы как бы постоянно даём согласие на Его призыв.
«Этим повелением Творца процесс человеческого труда соотносится с божественным творчеством, положившим начало мирозданию. Ведь заповедь субботствования обосновывается тем, что при сотворении мира “благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал” (Быт. 2:3). Сей день должен быть посвящен Господу, с тем чтобы повседневные заботы не могли отвратить человека от Творца», – написано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
Но и здесь Господь предупреждает человека от буквализма и формализма: «Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2: 27)». Если кто-то в этот день нуждается в нашей помощи и милосердии, мы не должны отказывать ему в этом под предлогом праздности седьмого дня. В этот день можно навещать больных, заботиться о бедных. В православной традиции не считается грехом сделать в этот день какие-то неотложные дела. Но по возможности лучше брать пример с наших святых. В отрочестве святой Серафим Саровский не в каждое воскресенье мог бывать в Церкви, ему приходилось помогать родителям в лавке. Но он не просто пропускал воскресные службы, а восполнял это другими делами: на досуге непременно читал Евангелие и молился перед иконами. «Иго Моё благо, и бремя Моё легко», – говорил Спаситель. И это верно. Христиане, которые научились любить Господа, сами не могут обойтись без постоянного общения с Ним. Им нужно каждодневно получать Божье благословение на все начинания. Они испытывают в этом потребность. То, что вначале кажется бременем, оборачивается радостью.
Подводя итоги нашего разговора о труде, можно сказать, что труд есть неотъемлемая составляющая человеческой жизни. «Бог сотворил человека для труда и дал ему для сего необходимые члены; празднолюбец следовательно уклоняется от порядка Божия и от цели творения», – говорил святой Иоанн Златоуст. А неотъемлемой составляющей труда должна быть – любовь.
Хозяин одного частного предприятия рассказал любопытный случай. Каждый день, когда он уходил на работу, его трёхлетний сын, едва научившийся говорить, спрашивал:
– Папа, куда ты идёшь?
– На работу, – отвечал отец.
– А зачем? – регулярно интересовался сын.
– Чтобы зарабатывать деньги, – отвечал отец.
Так продолжалось долгое время. Вскоре сын сообразил, что деньги могут быть полезны и ему, и стал уже в повелительном тоне говорить отцу, чтобы шёл на работу, зарабатывал побольше денег, и обязательно купил ему хорошую игрушку. Отец понял, что любое «рациональное» объяснение труда по сути уже является отрицанием его духовной составляющей, что в конечном итоге приведёт к отрицанию труда вообще. И он изменил тактику. Когда сын в очередной раз спросил: «А зачем ты идёшь на работу?», отец ответил: «Потому что я люблю работать, мне этого хочется, мне нравится это делать». Теперь он именно так постоянно отвечал на этот вопрос. И пришёл день, когда сын сказал: «Знаешь, папа, когда я вырасту, я тоже пойду работать пожарным. Потому что мне это нравится». Безусловно, что постепенно в сознании маленького человека произошёл некий переворот, он открыл для себя новую истину – работать не только полезно, но и интересно.
Возлюби труд – вот девиз христианина, которому с пользой для себя может следовать и монах и мирянин.
(Продолжение следует)
Сергей Шарапов
Марина Улыбышева
Нет комментариев