Статьи
Очерки по истории Церкви
История Церкви Христовой древними авторами осмысливалась как продолжение Священной истории. Поэтому многие из них начинали свои опусы от сотворения мира и, кратко перечислив наиболее значимые, с их точки зрения, события Ветхого и Нового Заветов, они добирались до своего времени или чуть более ранних периодов и оттуда уже начинали более подробное повествование. При этом особое значение придавалось рассмотрению действия Промысла Божия как в церковной истории, так и в истории отдельных стран и народов. Особое значение придавали известным эпизодам из жизни святых. Некоторые историки, такие, например, как Прокопий Кесарийский, которого считают отцом церковной истории, Григорий Турский или Беда Достопочтенный еще специально создавали отдельные собрания житий святых, связанных с теми странами и с теми периодами истории, которые они описывали. В своей работе они использовали сочинения предшествующих им авторов, труды отцов и учителей Церкви, личные впечатления и воспоминания современников.
Церковные историки более близкого нам времени опирались уже не только на это. Источники современной церковной истории с точки зрения проф. М.Э. Поснова можно разделить на два вида – монументальные и письменные.
К монументальным относятся:
а) памятники живописи, архитектуры, скульптуры;
б) надписи на печатях, монетах и других предметах;
в) предметы быта и культуры, как правило, археологические находки.
Письменные источники включают в себя
а) римские и византийские юридические предписания относительно христиан: эдикты, указы, новеллы;
б) различные христианские акты официального юридического характера – постановления Поместных и Вселенских Соборов, архиерейские послания;
в) древние литургии;
г) творения святых отцов и церковных писателей.
Предавать все это гласности начали со времен гуманизма и особенно в реформацию. Протестанты, как известно, подвергали основательному пересмотру предание католиков и в связи с этим издавали много древних текстов и пристально изучали древние памятники культуры. На издания протестантов католики ответили своими публикациями. Особенно постаралась бенедиктинская конгрегация святого Мавра. В XVII веке бельгиец Иоанн Болланд издал «Acta sanctorum» («Деяния святых»), а Рюмнар «Acta martyrum» («Деяния мучеников» или «Мученические акты» – так их принято называть в литературе). Фламандские издатели-болландисты издавали все это до французской революции, а после восстановления монархии эта работа продолжалась бельгийскими иезуитами до XIX века. Важны патрологические издания аббата Миня и другие аналогичные труды. Естественно, параллельно издавались и различные церковные истории, из которых стоит упомянуть труды Цезаря Барония, Клавдия Флери, Готфрида Арнольда, Иоанна Мозгейма.
Русские церковные историки наиболее плодотворно потрудились в XIX веке, когда церковно-исторической науке стали придавать должное значение и, соответственно, финансирование. В.В. Болотов, И.И. Соколов, А.П. Лебедев, Н.А. Скабаланович не только добросовестно исследовали определенные темы церковной истории, но и создали фундаментальные труды, позволяющие в целом обозреть церковно-исторический процесс на протяжении полутора десятка веков. Конечно, в XIX, XX, XXI веках никто не рассматривает церковную историю от сотворения мира, и о действии Промысла Божия предпочитают не упоминать «всуе» – дух рационализма коснулся и церковной науки, однако все же никто не ставит под сомнение тот факт, что центральными событиями не только Священной и церковной, но и всемирной истории являются воплощение, жизнь, страдания, воскресение и вознесение Господа нашего Иисуса Христа.
Вся история человечества была направлена к первому пришествию Господа в зраке раба и после Воскресения Христова устремилась к Его будущему пришествию во славе. Поэтому все исторические, и тем белее, церковно-исторические события мы рассматриваем в свете Воскресения Христова и последующей Парусии.
Разумеется, человечество прошло долгий путь подготовки к пришествию на землю Спасителя. Для еврейского народа это был путь через обетования о спасении всех людей, данные Богом праведному Аврааму и его потомству, а также через заповеди Закона, который Господь предложил еврейскому народу, вручив скрижали Закона пророку Моисею. Святой апостол Павел назвал Закон детоводителем ко Христу. Что касается языческих народов, то они были лишены непосредственного водительства Божия, которого удостоились праведный Авраам и его потомство, однако попечение Божие простиралось и на них. «Ибо что можно знать о Боге явно для них, потому что Бог явил им» (Рим.1:19) «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим.2:15). Таким образом, дело закона, записанное на скрижалях сердца каждого человека, подвигало и язычников в направлении истины. У святых отцов можно встретить такую мысль, что Господь открывал образ истинного почитания тем из язычников, которые искренне стремились к Богу. Не случайно перед пришествием Христовым к иудейской среде примыкало очень много прозелитов из язычников. Кроме того, предание, полученное от праотцев Адама и Евы всеми их потомками, кое-где, видимо, не было совершенно повреждено. Поэтому неудивительно, что китаец Лао-Цзы, живший за несколько столетий до Рождества Христова, высказывает мысли, которые потом сформулирует святитель Григорий Богослов (влияние исключено, в IV веке связи с Китаем еще не были должным образом налажены). Не удивительно, что некоторые религиозные гимны древних египтян, написанные до пребывания евреев в Египте, очень напоминают псалмы царя Давида. Когда-то эти гимны пелись Единому Богу.
Поэтому не случайно святители Василий Великий и Иоанн Златоуст видели в язычестве не только проявления демонизма (который там, несомненно, присутствовал), но и «глубокое предчувствие Божества, Божественного Логоса, рассеивавшего лучи истины» (М.Э. Поснов, «История христианской Церкви»).
«Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее», – пообещал Господь Своим ученикам. Но что такое Церковь Христова? Чем она отличается от остальных человеческих организаций и институтов? Почему толпа баптистов, совершающая нечто в официально предоставленном молитвенном доме, не является Церковью, а небольшое сообщество православных, даже находящихся под запретом государства, в тюрьме или маленькой комнатке частного лица – часть Церкви?
Понятие «Церковь» в интересующем нас смысле восходит к греческой кальке (экклезиа) арамейского слова «эдта», что значит «собрание». То есть Церковь – это прежде всего собрание людей, верующих во Христа. Это человеческое сообщество основано Самим Господом Иисусом Христом. В Символе веры Церковь названа «единой, святой, соборной и апостольской». Попробуем понять, что это значит.
Единство Церкви и ее святость обеспечивает глава Церкви – Господь Иисус Христос, подающий верным чадам Церкви Духа Святого, исходящего от Бога-Отца. Очень важно понять, что возглавляет Церковь, руководит ею не какой-то конкретный епископ или пресвитер, а Сам Господь, хотя действует Он через епископов и пресвитеров. А поскольку Церковь представляет собой, по слову апостола, мистическое Тело Христово, то возможна только одна Церковь (имеющая одну веру, одну иерархию, одни таинства и основные обряды для православных во всем мире), ведь у Христа только одно Тело, и соответственно разговоры о церквах католической, протестантской, а тем более, баптистской идут вразрез с одной из основных характеристик Церкви.
Церковь едина и в том смысле, что она одна, и в том, что представляет собой мистическое единство верующих, соединенных в одно целое Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Она освящена Духом Святым в Таинствах, установленных Господом, «в надежде очищения от грехов и спасения в будущей жизни» (М.Э. Поснов, указ. соч.). Член Церкви непостижимым образом облекается во Христа в Таинстве святого Крещения, получает дары Святого Духа в Таинстве святого Миропомазания и соединяется со Христом в Таинстве святого Причащения. Освящение христианина совершается и в остальных четырех Таинствах Церкви – Исповеди, Соборования, Священства и Брака. Так рождается новая тварь. И надо хорошо осознавать, что Церковь – не бюро добрых услуг, где можно поставить свечку, бросить в ящик для пожертвований денежку и быстренько получить просимое. Церковь – это лаборатория, где трудно и порой мучительно создается новое творение – примиренное с Богом, святое, бессмертное, Богоподобное.
Церковь представляет собой народ Божий. «Род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенство призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет», – так пишет о Церкви апостол Петр (1-е Пет.2:9–10).
Церковь «включает в себя как ныне живущих христиан (Церковь земная), так и умерших, живших праведной жизнью (Церковь Небесная). Церковь земную называют воинствующей. Это означает не борьбу против людей и их сообществ, а духовную брань христиан на земле с грехом и дьяволом. Церковь Небесная – торжествующая. Это означает, что святые и умершие христиане, пребывая на небе с ангелами, ликуют, что прошли земные испытания и попали в Царство Небесное» (прот. Борис Левшенко, «Догматическое Богословие»).
Церковь называется апостольской в силу преемственности от апостолов веры, Таинств и благодатных даров, иерархии, учения, Предания, толкования Божественного откровения, полученного апостолами непосредственно от Христа.
Церковь соборна: «в нее входят все православные христиане прошлого, настоящего и будущего, независимо от места их земного существования» (прот. Борис Левшенко, указ. соч.)
Есть еще некоторые важные характеристики Церкви.
«Церковь есть “столп и утверждение истины” – только она хранит учение Христа без искажений.
Церковь будет существовать всегда. После Второго пришествия Христа ее земная (видимая) и небесная (невидимая) части сольются в единое Царствие Божие, которое будет вечным.
Возникновение и существование Церкви связано с искуплением Иисусом Христом грехов человечества. Днем рождения Церкви (обители Святого Духа) считается день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на собравшихся апостолов, и они начали проповедовать Христа» (прот. Борис Левшенко, указ. соч.)
«В дни Своего земного служения Господь возвестил людям Царствие Божие. Его пришествие есть начало Царства.
Человек был оторван от Бога грехом, подчинившись злу и смерти. Теперь в соединении со Христом люди обретают ту жизнь с Богом, от которой были оторваны грехом и для которой они были созданы.
Господь всей Своей жизнью победил грех, явив собой Человека совершенного, то есть послушного Богу. И в этом послушании, в этой любви была Его власть и сила, которыми Он прощал грехи, исцелял болезни, воскрешал мертвых. В Себе Самом Он явил Царствие Божие. И это Царство Он заповедал Своим ученикам. И в день Пятидесятницы они получили силу Его, которая позволила им не только проповедовать о Нем людям, но и приводить их к Нему, соединять с Ним и делать их участниками Его Царства. Это и есть сила свидетельства. Это и есть начало Церкви, в которой продолжает жить глава ее – Господь Иисус Христос.
Это совершилось в Иерусалиме.
В годы славы и позорного плена Иерусалим осмысливался евреями как мистический центр Израиля, как Святой Сион, где должен явиться Мессия.
Поэтому когда в день Пятидесятницы Петр исповедал наступление «дня Господнего, великого и страшного», это означало, что все ожидания Ветхого Завета исполнены, и «мессианское царство» наступило, что слава Господня, обещанная Иерусалиму, опустилась на него и что в Церкви нашла свое завершение ветхозаветная история спасения.
Таким образом, первая глава “Деяний апостольских” повествует о Божественном начале Церкви, и вера в это Божественное начало Церкви есть основоположный факт ее истории» (прот. Александр Шмеман, «Исторический путь Православия»).
Елена Бездетко,
преподаватель Знаменских Богословских курсов
при Заиконоспасском монастыре
Использованная литература:
1. Прот. Борис Левшенко, «Догматическое Богословие». М.: ПСТБИ, 2005.
2. Поснов М.Э., «История Христианской Церкви». Киев: «Путь к Истине»,1991.
3. Прот. Александр Шмеман, «Исторический путь православия». М.: «Паломник», 1993.
Нет комментариев