Статьи
Краткий обзор истории Николо-Пешношского монастыря в период с XIX века по настоящее время. Часть 9
Имена последних насельников Николо-Пешношского монастыря доходят до нас в документах периода изъятия церковных ценностей, публикациям газет, журналов и в Интернет, а также из местного предания.
Так, Акт, составленный в связи с изъятием ценностей из монастыря от 27.04.22 г., подписан заместителем настоятеля монастыря иеромонахом Варнавой, иеромонахами Митрофаном, Аристокнием, монахами Ювеналием, Геронтием и Дементием.
Приводимый в главе «Изъятие церковных ценностей в Николо-Пешношском монастыре» акт передачи Музеем Дмитровского Края от 12.01.1927 г. зданий и помещений монастырской общине, подписан следующими представителями монастырской общины: Кофейников Иван Васильевич, Медников Алексей Васильевич, Таланов Матвей Кириллович, В. Жуков, Анастасий Павлов, Сергий Моисеев, П. Никитин. Можно предположить, что те из подписавших, отчества которых в акте не указаны, были монахами. По крайней мере, В. Жуков — это игумен Варнава (Жуков).
Об игумене Варнаве до нас дошло не много (см. также главу «Насельники монастыря» настоящей статьи). Известно, что игумен был арестован по ложному свидетельству в начале 1920-х годов. О. Варнаве пришлось понести оскорбления, насмешки, укоры братии, клевету в газетах. Был назначен публичный суд. Сведения о публичном суде приводились выше. Во время суда о. Варнава несколько раз терял сознание. Но Господь не оставил его: игумена оправдали. О. Варнава вернулся в монастырь и вновь был избран братиею настоятелем. Владыка утвердил это решение. Но суд не прошел без следа, остались сердечные приступы. По свидетельству сайта Николо-Пешношского монастыря, о. Варнава жил в монастыре до 1927г. Однако на хранящейся в Дмитровском историко-художественном музее-заповеднике книге К. Ф. Калайдовича «Историческое и топографическое описание Николо – Пешношского монастыря» имеется датированная 1928 годом запись – «игумен Варнава (Жуков)». Отсюда можно предполагать, что Варнава (Жуков) был настоятелем монастыря в период с 1922 г. по 1928 г., т.е. до его закрытия.
Игумен Варнава принял схиму с именем небесного покровителя обители преподобного Мефодия. По мнению авторов сайта Николо-Пешношского монастыря в 1927г. монастырь был закрыт. Однако, в главе «Краткие сведения из истории монастыря» настоящей работы приводится протокол Президиума Дмитровского Уисполкома № 4 от 11.02. 1929 г. О закрытии четырех церквей Николо-Пешношского монастыря. На основании этого можно считать 11.02.1929 г. датой окончательного закрытия монастыря.
После закрытия обители о. Варнава остался с теми братиями, которые жили на конном дворе и работали в монастырской артели. Более подробно о судьбе последнего в ХХ веке игумена Николо-Пешношского монастыря рассказывает биографическая справка.
Жуков Сергей Васильевич род. в 1877 г. в с.Негодяево (д. Некодяево) Корчевского у. Тверской губ. Пострижен в мантию с именем Варнава. 29 мая 1931 арестован в с. Негодяево по групповому делу монашества. 10 июня 1931 приговорен по ст.ст. 58-10 и 11 УК РСФСР к 5 годам ИТЛ с заменой ссылкой в Казахстан. В настоящее время с. Негодяево переименовано в с. Тихомирово Клинского района Московской области.
В 28 лет Сергей поступил в Николо-Пешношский монастырь. По данным ПТСГУ через 9 лет в 1914 году 21 апреля Сергий пострижен в монахи с именем Варнава. Духовным отцом монаха Варнавы был игумен Ксенофонт, в схиме Онуфрий. Будущий священномученик — епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) часто беседовал с игуменом Ксенофонтом, советовался с ним. В 1914 году монах Варнава становится иеродиаконом, а затем иеромонахом. В 1922 году, умер игумен Ксенофонт, духовный отец иеромонаха Варнавы. Перед смертью Ксенофонт принял схиму и отошел к Богу схиархимандритом Онуфрием. Собравшись возле раки преп. Мефодия Пешношского братия монастыря избрала настоятелем иеромонаха Варнаву.
В документах, хранящихся в архиве ПСТГУ есть свидетельства о том, как ставился иеромонах Варнава в игумены. «Поставление в игумены совершал Дмитровский епископ Серафим (Звездинский). В напутственном слове он сказал: «Возьми жезл. Прими его. Буря поднимает волны, море волнуется, тебе вручает Господь Свой корабль, Пешношскую обитель. Управляй кораблем как добрый кормчий. Вот и подводные камни, смотри, не сел бы на мель твой корабль, не разбился бы. Подводные камни – сердца братии обители, тебе врученной. Смотри зорко, зорко смотри…О, если бы ты знал, что тебя ждет на твоем посту, ты бы отдал сейчас мне обратно жезл, но нельзя этого сделать. Прими его и веди корабль к тихой пристани.» В ответ о. Варнава стал отказываться от игуменства: «Не по моим силам, Владыка святый, даешь мне послушание. Я простец и невежда, и силы мои немощны». Но епископ Серафим, благословляя, трижды осенил его крестом со словами: «Господь да укрепит тебя, Господь да помилует тебя»». Немало испытаний выпал перенести игумену Варнаве. Это и оскорбления, насмешки, и укоры братии, клевета в газетах. Для «разбора» «безнравственного» поведения о. Варнавы назначался публичный суд (см. приложение). На суде о. Варнава несколько раз терял сознание. Но Господь не оставил его: отца игумена оправдали. По сведениям ПСТГУ игумен Варнава ок. 1927 г. принимает схиму из рук епископа Серафима (Звездинского) с именем Мефодий. Пешношские монахи со своим игуменом до 1929 года жили на конном дворе, работая в с/х артели. После ликвидации артели игумен Варнава с иеромонахом Аристархом (Заглодиным-Кокоревым) переселяется на родину, в дер. Негодяево.
Схиигумена Варнаву арестовывают 29 мая 1931 г., приговор 5 лет исправительно-трудовых лагерей заменен ссылкой в Казахстан. О пребывании игумена Варнавы в ссылке имеются следующие свидетельства. «В наблюдательном деле на сосланного в 1931 году в Карагандинскую область игумена Николо-Пешношского монастыря Варнаву (Жукова) имеются агентурные донесения, в которых изложены беседы доносившего со ссыльным игуменом Варнавой и его соузниками:
«19 декабря 1932 г.
Беседа с Жуковым. Разговаривали о топливе, что приходится покупать уголь за свои деньги. «Вот я ходил в Караганду к своему начальнику хлопотать об угле для топлива, и не добился толку и стал просить ордер на покупку хотя бы на свои деньги, и то пришлось долго хлопотать. А оттуда шел, то [увидел] – сидит казашка на дороге, (а по дороге ехало много подвод русских и казахов) и никто не оказал ей помощи, свой же народ казахи и то отказали в помощи и, наверное, замерзла, бедная. Теперь, наверное, каждому [приходится беспокоиться] самому за себя, прожил день, и – слава Богу, а дальше – что будет, то и будет».
25 декабря 1932 г.
Разговор с Семеновым и Ходаковым.
«Холодно и голодно, народ помирает то и дело, всё хоронят, и мы здесь погибаем, – говорит Семенов. – Вот я караулю, и ночью гонят мимо больницы арестованных. Партия за партией. И откуда? Бог знает. И куда? – Ведь на погибель. Вишь, какая худая погода, померзнут на дороге. Вот, меня выслали, а что я тут, какую пользу принесу им, старый и убогий, да такая жизнь худая, лучше помереть бы скорее. Вот только помо-лишься – и станет легче». Ходаков сказал: «Давай споем, отец», и запели: «Воскресение Христово видевши…» я тоже подтянул им.
4 января 1933 год.
Беседа с Жуковым и Семеновым на его квартире. Семенов говорил, что «…жить стало тяжело, холодно и голодно, а помощи нет ни от родных, ни от начальства и конца не предвидится. Ждали мы амнистии в октябрьские дни – и ничего, погибать приходится здесь». Жуков, перебивая его, говорит: «Мы жили с тобой в России хорошо, а теперь надо пожить и худо, надо терпеть. Иоанн Златоуст тоже терпел, а вернули со ссылки и помер при храме. Может и нам приведет Бог видеть храм и Россию, надо молиться. Видно, Господь наказал нас за наши грехи, вот и потерпи без ропота».
7 января 1933 год.
Зашел к Жукову часа в 4, после работы. Там был и Семенов. Пили чай. Шел разговор о трудной жизни в Казахстане, что мало выдают хлеба, нет угля – все ворчал Семенов. Жуков уговаривал, говорил, что «…надо терпеть, видно, так угодно Богу, или мы много согрешили, что Бог, любя нас, наказал, чтобы мы крепче веровали в Него. А то [ведь] верующие совсем забыли Бога, а теперь будут крепче молиться и вспомнят Его».
Во время разговора узнал, что они исповедовались и приобщились рано утром 7 января. «Надо, – говорил Жуков, – вести разговор о божественном после причастия, и забыть про мирское». И начали о жизни святых вести разговор: как святые прощали обиды и любили врагов своих, и молились о них, так и нам надо поступать. А Бог, видя наши молитвы, простит нас, и увидим опять свою Родину». Пели божественные песни и после благодарственной молитвы стали расходиться».
По имеющимся сведениям в январе 1933 года Жуков С.В. находился в ссылке на поселении на территории Карагандинского района Акмолинской области.
Схимонахиня Иоанна (Патрикеева) встречалась с о. Мефодием (Варнавой) в Москве в 1938 году. Последнее упоминание схимонахини Иоанны об о. Варнаве датировано 28.12. 1942 г. На сегодня это последние сведения о пешношском схиигумене Мефодии (Варнаве). С некоторыми подробностями жизни настоятеля Николо-Пешношского монастыря о. Варнавы, а также свидетельствами тех, кто был с ним знаком, можно ознакомиться здесь: http://www.peshnosha.ru/index.php/menu-faces/177-2010-09-07.
На сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета имеются сведения и о других насельниках Николо-Пешношского монастыря, проживавших в нем до закрытия. Вот дошедшие до нас имена репрессированных последних насельников Пешноши.
Козлов Василий Григорьевич, монах. Особой тройкой УНКВД ЛО 19 декабря 1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинграде 24 декабря 1937 г. Реабилитирован в 1990 году 30 января по 1931 году прокурором Московской обл.
Иеромонах Анастасий (Павлов Алексий Павлович). Арестован по ст. 58. п. 10-11 УК РСФСР 18 февраля 1931 г., с. Доршево, Клинского района, М.О. Осужден тройкой при ПП ОГПУ по М.О. от 10 марта 1931 г. Приговор — высшая мера наказания, расстрел. Расстрелян: 15 марта 1931г.
Пахомий (Слепнев Федот Николаевич), иеродиакон. Арестован 19.02.1931 г. Вместе с ним были арестованы иеромонах Алексий (Павлов), священник Борис Ветров (из с. Медвежья Пустынь), староста Е.Е. Храпченков и псаломщик И.В. Богатенков. Обвинение по ст.58-10,58-11 УК РСФСР. Приговор — высшая мера наказания, расстрел. Расстрелян 15.031931 г. Место захоронения г. Москва, Ваганьковское кладбище. Реабилитирован 17.07.1991 г.
Ветров Борис Авдеевич, иеромонах. Арестован 19.02.1931 г. Обвинение: “участие в антисоветской группе, агитация против всех мероприятий Советской власти и распространение ложных слухов о скорой войне и перемене власти”. Статьи 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор 5 лет концлагерей. Дальнейшая судьба неизвестна.
Кондратьев Иван Кондратьевич, иеромонах. Арестован 23.02.1938 г. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области 07.03 1938 г. Расстрелян 14.03.1938 г. Место захоронения: Московская обл., Бутовский полигон.
Успенский Иван Данилович, монах. Арестован 01.03. 1938 г. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. 07.03.1938 г. Обвинение: “участие в контрреволюционной группе церковников, проводивших среди населения
антисоветскую агитацию”. Статья 58-10 УК РСФСР. Приговор — высшая мера наказания, расстрел. Расстрелян 14.03.1938 г. Место захоронения Московская обл., пос. Бутово, “Бутовский полигон”. Реабилитирован Президиумом Московского областного суда 16.07.1958 г.
Продолжение следует…
Юрий Куклев
[1] ЦГАМО. Ф. №66. Оп. 18. Д. № 298.
[2] Нехамкин С.Игумен Варнава и его келейник Алеша Ретро-Известия. http://www.izvestia.ru/retro/article2454292/
[3] По материалам сайта: http://www.peshnoshamon.ru/?id=76
[4] ДИХМЗ. Литературный фонд МЗДК(Музей-заповедник «Дмитровский кремль»).
[5] Музей-заповедник Дмитровский кремль. Ф. Делопроизводство. Опись №1, д. №95. Л. 15.
[6] О создании с/х артели в Николо-Пешношском монастыре см. главу «Изъятие церковных ценностей в Николо-Пешношском монастыре». Прим. автора.
[7] По материалам сайта: http://www.krotov.info/history/20/1940/osipova96.htm
[8] По материалам сайта: http://www.pstbi.ru/
[9] Прим. автора.
[10]Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. ПСТБИ. Братство во Имя Всемилостивого Спаса. http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/ans/nm/
[11] О с/х артели см. гл. «История монастыря во взаимоотшениях с местным населением», «Изъятие церковных ценностей в Николо-Пешношском монастыре». Прим. авт.
[12] См. главу «Новомученики».
[13] Земля Казахстана и ее святые покровители. http://orthodox.kz/article.php?razd=15&IDR=110
[14] Иоанна (Патрикеева). Воспоминания о епископе Серафиме (Звездинском). Рукопись. http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/m
[15] По материалам сайта: http://www.pstbi.ru/
[16] sinodic.ru/word/arhimandrity.doc
[17] ГАРФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-75564.
[18] Расстрельные списки: Ваганьковское кладбище: 1926-1936. Выпуск 2. М: Мемориал, 1995.
С.128.
Нет комментариев