Новомученики и Исповедники

Архиепископ Алексий (Палицын), настоятель Донского монастыря

1881–1952

Из «Автобиографии»:
«Родился я в селе Дубровки б. Рязанской губернии, б. Касимовского у. в 1881 г. 1/VIII. Отец мой Михаил Ефимович состоял священником вышеуказанного села. После первоначального обучения в Касимовском духовном училище я поступил для образования в Рязанскую Духовную Семинарию, в которой и окончил в 1903 г. полный курс. После окончания курса образования в семинарии, я в продолжение шести лет находился на службе в тойже Рязанской духовной семинарии сначала в должности учителя двухклассной образцовой школы при семинарии, потом надзирателя за воспитанниками семинарии. В 1909 г. поступил в число студентов Харьковского Ветеринарного Института. В 1913 г. в июне месяце, будучи студентом Института, я поступил послушником в один из скитов под Киевом. В 1914 г. в марте месяце был пострижен в монашество в Киевском Братском монастыре. В 1915 г. был зачислен в братство Московского Донского монастыря, и, состоя в числе иноков Донского монастыря, работал в Миссионерском Совете при Святейшем Синоде в Ленинграде, занимая должность помощника делопроизводителя и казначея Миссионерского Совета. С 1917 по 1926 г. (с небольшим перерывом) находился в Москве, в Донском монастыре, состоял настоятелем монастыря». Архиепископ Алексий происходил из того же рода, что и известный келарь Троице-Сергиевой обители начала XVII столетия Авраамий (Палицын). В обители архиепископ Алексий сначала нес послушание ризничего, затем наместника. Он стал последним настоятелем обители. Управлял монастырем в тяжелые послереволюционные годы, призывал братию к миру и любви, считал, что в этом «сила и крепость обители». Был очень искренним, ревностным служителем. Сохранилось множество его увещеваний братии на полях богослужебных журналов, например: «За минувшие недели было немало у нас чисто богослужебных упущений. Некоторые из братии уклонялись от своих послушаний. Принимая во внимание дни покаяния и минувший день всеобщего христианского прощения, не осудим и мы небрежений о своих послушаниях иноков. Совесть! Пусть же она будет ярче и красноречивее всяких человеческих слов».

Арестовывался несколько раз: 1920, 1922, 1923, 1924, 1926 (2 раза) г. В 1924 г. был выслан на три года в Иллимский край Иркутской губ. 27 марта 1925 г. после пересмотра дела архимандрит Алексий был освобожден от ссылки, и вернулся в монастырь в апреле 1925 г.

При нем храм преподобного Серафима Саровского был обращен в крематорий (1925), а Малый собор был захвачен раскольниками (1926). В 1926 г. епископ Алексий снова был арестован и отправлен на три года в концлагерь на Соловки. В 1929 г. после освобождения был выслан в Сибирь на 3 года (в Нарымский край). По окончании срока высылки на три года поселился в Орле. В 1937 г. святитель переехал в г. Волоколамск. В июле 1941 г. он был назначен на священническое место в с. Наташино Московской обл. Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) владыка Алексий в октябре 1941 г. был оставлен в Москве с особыми полномочиями – осуществлять церковное управление городом, даже в случае занятия немцами столицы. Когда опасность миновала, Постановлением Патриархии от 12 января 1942 г. архиепископа Алексия перевели на освободившуюся кафедру в Куйбышеве, которой он управлял до своей кончины, последовавшей 10 апреля 1952 г. от кровоизлияния в мозг. Похоронен в Покровском кафедральном соборе Самары.

Составитель Артюшенко М.В.