Дорогие братья и сестры!
В Страстные дни особенно отчетливо вспоминается каждый шаг на жизненном пути, каждое мгновение, проведенное в этой временной бренности.
Сегодня на пути в храм, перед службой, я размышлял о том, как Господь, ведая наши постоянные прегрешения, регулярное предательство Его заповедей, отступление от Евангельских идеалов допускает не то, что совершать, но даже присутствовать за Божественной Литургией.
Ведь самое страшное не в том, что мы грешим – грех омывается искренностью покаяния.
Но в том, что мы приобрели навык в грехе, в том, что грех стал для нас привычкой и тривиальной обыденностью: проспал на работу или встречу – сказал, что приболел или застрял в пробке; нагрубил близким – утешил себя тем, что накопилась усталость от важных дел; лень идти на службу – ничего, завтра будет еще одна.
И так далее, и тому подобное до бесконечности. Казалось бы, слаб человеческий разум, а всяческих оправданий для себя может выдумать такое количество, что числа соответствующего математика, наверное, еще не знает: воистину объяснение бесконечности могло бы быть сформулировано посредством ущербности и изворотливости человеческого естества.
Все мы: священнослужители в алтаре, и молящиеся в храме вот уже четвертый день следуем Страстным путем за Господом, и каждый шаг постепенно приближает нас к величайшему событию в жизни каждого христианина – Пасхе Христовой.
По своей милости Бог даровал нам возможность каждый год переживать эти дни. Каждый год, приходя в храм, взором нашего сердца мы видим, как Господь входит в Иерусалим; видим ликующий народ, выстилающий Его пусть своими одеждами; видим Иуду, заключающего последнюю в его жизни сделку, Сионскую горницу и Гефсиманский сад, Пилата и Голгофу.
Однако же очень часто, присутствуя с апостолами на Тайной вечери, мы думаем о том, что надо было бы купить не тридцать, а сорок яиц – вдруг соседи зайдут на Пасху, неудобно будет, если яиц не останется; наблюдая за отрекающимся Петром, вдруг вспоминаем, что куличи испечены, а про творожную пасху забыли, ведь бабушка любит именно творожную пасочку. А ведь еще надо в храм сходить все это освятить, но на работе завал, как бы отпроситься. Да и корзинка у нас прошлогодняя, что знакомые скажут?
Как часто все эти предпасхальные хлопоты и суета обволакивают наши мысли и отвлекают наше сердце от по-настоящему важных вещей. Осознавая это, как будто, слышишь в голове слова Христа, увидевшего Иуду, пришедшего вместе с солдатами: «Друг, зачем ты пришел?»
И в самом деле, зачем каждый из нас пришел сегодня к Литургии, в день установления величайшего Таинства Церкви, в день, когда две с небольшим тысячи лет назад мир изменился?
Мы пришли затем, чтобы нести с Господом Его Крест; затем, чтобы искренним движением своих сердец отереть Его Кровь; затем, чтобы, отрекшись вместе с Иудой и Петром, в конце концов избрать путь Петров, пусть осознания собственного малодушия, мужественного его приятия и исправления. Мы здесь затем, чтобы, вспоминая о Тайной вечере, принять в себя Бога и посредством этого обрести самих себя.
Так пусть же именно эта мысль и это намерение пеленают сегодня наш разум, чтобы в осознании соучастия величайшему Божественному плану мы через несколько минут смогли достойно подойти к Чаше. Чтобы и после того, как мы приобщимся Тела и Крови Христовых, мы могли с легкостью отличать Вечное от преходящего, важное от незначительного, незыблемое от бренного.
Аминь.
Наместник Донского ставропигиального мужского монастыря
Преосвященный Фома (Демчук), епископ Бронницкий,
Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Храма Христа Спасителя, 25 Апреля 2019
Владыка Фома, с наступающими Светлыми днями Пасхи Красной вас и братию Донской обители!