Принося свой малый вклад в виде пелены, шитой вручную, под великую святыню русской земли – Донскую икону Божией Матери, находящуюся в Малом Соборе, мы бы хотели немного рассказать о ее символическом значении и некоторых технических особенностях, так как шитье должно выявлять жизнь материала, из которого оно сделано иначе оно теряет свою красоту и смысл.
Размышляя над будущей пеленой, нам очень хотелось, чтобы пластичность и фактура ткани, разнообразные технические приемы наложения нитей, использование декоративных свойств жемчуга и других камней – все работало бы ради главной цели – «ткани храмового убранства».
Присутствие ткани в храме обусловлено в Ветхом Завете заповедью сделать Скинию и Завесу в ней из ткани (шерсть) «искусною работою». В Новом Завете Сам Господь дарует нам на ткани Свое первое изображение – «образ Спаса Нерукотворного на Убрусе», а в иконографии Благовещения в византийском и русском искусстве разрабатывается тема Боговоплощения через визуальный образ пурпурной нити и веретена в руках Богоматери. Они обозначают собой «ткущуюся Плоть воплотившегося в Ней Спасителя».
Для нашей богородичной пелены взята итальянская шелковая ткань синего цвета с крупным цветочным орнаментом, напоминающим старинную узорчатую объярь XVII века.
На ней изображен крест таким образом, чтобы центр его симметрично был вписан в ромб раппорта орнамента ткани. Лучи, исходящие из креста в виде растительного орнамента, образуют квадрат, текст тропаря изложен по периметру квадрата. Таким образом, квадрат и ромб в композиции пелены, многократно повторяясь, создают некий сложный ритм и ощущение многослойности структуры пелены.
Синий цвет ткани – это бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Исходя из этих же соображений синий цвет приписывают Богоматери как Царицы Небесной, соединившей в Себе земное и Небесное. Это символ тайны, божественной непостижимости, вечности, истины, откровения и мудрости. Голубой (также присутствует в пелене) символизирует чистоту целомудрия и покаяния.
В основе композиции пелены – крест, основополагающий символ христианства в целом. Крест четвероконечный, с трилистниковыми завершениями балок.
В средокрестии и на концах нашего креста – круги (так называемые запоны) сшитые из сочетания аметистов, нефритов, гранатов, жемчуга и металлической канители.
Орнаментальные лучи в виде растительного орнамента образуют квадрат в средокрестии. Четыре угла его символизируют четыре Евангелия и четырех евангелистов. Сам растительный мотив уместен и оправдан, ибо это Древо Жизни – расцветшего Креста Господня. Кроме того в Акафисте Божией Матери Богородица сравнивается с молодым побегом неувядаемой ветви: «Радуйся, отрасли неувядаемыя розго», называется «Цветом нетления», «Древом светлоплодовитым, от Него же питаются верни» и «Древом благосеннолиственным, Им же покрываются мнозии». Ту же смысловую нагрузку несут и вторящие кресту орнаментальные треугольные вставки рядом с текстом тропаря. Все они выполнены в сложной технике тонкого шитья «шелком по веревочке» с внутренней сканевой зашивкой и золотыми мерцающими пайетками.
Край креста обведен ювелирными стразами, которые также создают дополнительную игру света. Именно на нее указывает Э. С. Смирнова в статье «Почему на ткани, почему шитье» из сборника «Церковное шитье в Древней Руси»: «Ни одна книжная репродукция, даже самая искусная, не способна передать впечатление ни от искрящихся золотых и серебряных нитей, ни от светящегося изнутри шелка… поскольку эффект… зависит не только от схемы изображения, но и от взаимодействия материала со светом, которая связана с переменчивостью, динамикой». «Мерцание и свечение поверхности содержит в себе аллюзии на тему Божественного Света… создающее настроение молитвенной созерцательности» (эта же статья).
Все это мы можем отнести и к свету от золота. Его использование в шитье пелены также символично. В церковной поэзии Божия Матерь называется «златоблистательной опочивальней Слова» и «Ковчегом позлащенным Духом». Согласно Василию Великому красота золота проста и единообразна, сродни красоте света. А святитель Николай Сербский пишет, что: «Золото есть символ истины, золото не изменяется и не обманывает. Каково оно в короне царской, таково и на земле, и в воде, и в огне – повсюду одинаково».
Белый же цвет жемчуга – это чистота и целомудрие.
Тропарь службы Донской иконы Богоматери: «Заступница верных преблагая и скорая, пречистая Богородице Дево молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да яко же древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко милосердая» написан вязью, буква в букве, жемчугом в золотых шнурах, что позволяет максимально сжать текст, давая его почти полностью. Но, прерываясь на полуслове, не имея логического конца, русская традиция делала его «бесконечным», как песнопение, длящимся во времени. Написан по периметру, читается сначала верхняя и правая часть, потом левая и нижняя. Также читается и второй, более мелкий шрифт. В углах пелены расположены четыре жемчужных креста с лучами. Все обрамлено золотой каймой-рамкой. Дополнительно украшает пелену золотые кисти, оплетенные жемчугом, на голубой шелковой подложке.
Нет комментариев